Креатив и эффективность
Все знают, что такое креатив. Но дебаты про точное определение, правила, которым он подчиняется и почему в ходу английское creative, а не русское «творчество» возникают постоянно.
Креатив - что это?
Все знают, что такое креатив. Но дебаты про точное определение, правила, которым он подчиняется и почему в ходу английское creative, а не русское «творчество» возникают постоянно.
Термин creative появился в лексиконе рекламщиков в конце XX века. В переводе с английского - творчество, творческий. Так почему прижился заимствованный термин, при живом русском аналоге?
Исследователь креативности Игорь Викентьев (Россия) считает, что мы интуитивно разделяем понятие «творчество» как процесс требующий вдохновения и долгого многоуровневого вынашивания и «креатив» как профессиональный процесс, который стоит на потоке.
Креатив, это все рекламные коммуникации – слоганы, эскизы для печатной и наружной рекламы, рекламные ролики для телевидения и радио, листовка для промо-акции, дизайн POS материалов и т.д.
Все, что обращается к потребителю выпускает рекламно-маркетинговым конвейер под названием «креатив».
Креатив – это профессиональное рекламное творчество, поставленное на поток.
Теория и опыт
Законы физики, химии и математики точны. Их можно подтвердить на опыте или доказать математически – результат один и тот же всегда. К сожалению, с рекламной все не так. Множество книг учат рекламе. Возьмём самую толстую и дорогую и сделаем по ней рекламу. Будет работать? Окупит затраты? Неизвестно.
Даже в 2016 году нет единой доказанной работающей модели рекламы. Ни Огилви, ни Манн, ни Ильяхов, ни Лебедев — никто не знает, как на самом деле она работает.
Но у каждого рекламщика есть опыт. «Я сделал X в условиях Y, получил результат Z. Возможно, реклама типа X в условиях Y дает результат, похожий на Z». Опыт и наблюдения — это все, что есть.
На рекламную теорию полагаться нельзя, можно полагаться только на опыт.
Пробуй, измеряй, улучшай, пробуй.
Миф 21 века - продающий текст
«Продающий текст» — мистификация, его не существует. Этот термин придумали инфобизнесмены, чтобы продавать копирайтинговые курсы.
Идея продающего текста основана на том, что есть определенные слова, фразы и структуры, которые продают. Мол, существуют приёмы написания текста, овладев которыми автор будет выдавать продающие тексты. Но изучив «продающие» сайты, видно, что они заштампованы, абстрактны и неинтересны. И вообще сам по себе текст не продает, продают мысли, который в этот текст заложены. А чтобы мысль продавала, она должна говорить, как «это» решит твою проблему.
Сам по себе текст не продает, продают мысли, который в этот текст заложены.
А чтобы мысль продавала, она должна говорить, как «это» решит твою проблему.
Пример текста с «продающего сайта»
Наш сайт адресован владельцам элитной загородной недвижимости — успешным, состоявшимся людям.
Тем, кто превыше всего ценит свое здоровье и здоровье своих близких.
Вы убежденный сторонник того, что Ваш любимый дом должен быть не только образцом высокого архитектурного и дизайнерского стиля, вкуса, престижа, удобства и роскоши, но и надежным оплотом безопасности Вашего здоровья.
Защитить себя от плохой экологии используя секреты природы и новейшие достижения науки – это не сказка, это наша любимая работа. Каждый продукт компании, по сути, эксклюзивный и создается с учетом всех особенностей объекта и Ваших пожеланий.
Закажи водоподготовку в загородный дом!
Пример этого же предложения, но в технической подаче:
Производим и монтируем системы водоочистки и водоподачи для загородных домов и бассейнов.
Наши системы улучшают любую исходную воду до уровня «Вода высшей категории» по ГОСТ Р 52109-2003.
Очищаем с помощью технологии WLT, в которой применяют только натуральные сертифицированные сорбенты, не обработанные химией.
Обеспечиваем техническое обслуживание наших установок.
Оба фрагмента продают и оба так себе, потому что не говорят о пользе. Для потребителя первый – абстрактно ни о чём, второй – про технологии и госты. А при чём тут я?
Можно так:
Улучшаем воду в загородных домах. Берёмся за любую исходную воду – мутную, жёсткую, с запахом, добиваемся качества, как у воды из родника.
Подготовим проект с несколькими уровнями улучшения воды – от безопасной бытовой, до оздоровительной курортной.
Обслуживаем оборудование, чтобы оно работало честно и долго.
Тут польза есть, с этим можно работать. Можно оставить как есть - уважительный рекламный текст. Можно обвешать рекламными штампами и добавить маркетинговый прием типа «до конца месяца скидка», «первый месяц обслуживания бесплатно». У каждого из этих ходов будут свои последствия, которые относятся к маркетингу и не относятся к «продающему тексту».
Не бывает продающего текста. Есть текст о пользе для клиента.
Вывод
-
Креатив это такая же повседневная работа, как любая другая.
-
Единой проверенной теории эффективности нет – думай, пробуй, измеряй, улучшай.
-
Продающий текст тот, который говорит с позиции клиента.
Статья написана по мотивам лекций Максима Ильяхова.